Образовательные стандарты

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ(как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

В Стандарте 2004г. детально описывалось содержание образования. В Стандарте же 2009г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
  • метапредметным (умение учиться),
  • предметные умения.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего,личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Каков основной результат образования?

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Стандарт предполагает базовый, обязательный уровень освоение образовательной программы и повышенный, т.к. освоениеобразовательной программы может выходить за рамки базовых знаний.Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

Что лежит в основе Стандарта?

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Как решается проблема сохранения и укрепленияздоровья ученика?

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Что такое системно-деятельностный подход в обучении?

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.

По каким программам учатся в начальной школе?

Обучение вначальной школеосуществляется в соответствии с требованиями ФГОС по образовательнымпрограммам следующихсистем учебников: «Школа России», «Школа 2100», «Школа 21 века»,«Перспектива» Что такое информационно-образовательная среда? Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

В формате реализации федерального государственногообразовательного стандарта важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. В новом стандарте занятия по выбору могут быть введены в учебный план как часы внеурочной деятельности. После обеда ребёнок может посещать кружки, секции, клубы, которые предложит школа, в зависимости от выбранного направления. Выбор занятий по внеурочной деятельности дети делают совместно с родителями. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Как изменится инфраструктура современной школы?

Требования к условиям реализации образовательных программ предполагают развитие кадровых, материально – технических, финансовых и др. условий, без которых нельзя достичь необходимых образовательных результатов и решить задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Таким образом, меняются требования к учителю, к его профессиональной подготовке и квалификации. Новая школа требует и иной инфраструктуры. Постепенно школа оснащается высокотехнологичным учебным оборудованием: компьютерами, интерактивными досками, медиатехникой, лабораторным оборудованием.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование - это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети», «дети с особенностями», а иногда и применяем по отношению к таким ребятам определение «специальный». Инклюзивное образование обеспечивает доступность образования для всех детей, в том числе ис особыми потребностями.

Уважаемые родители!

Обращаем Ваше внимание на то,что общеобразовательное учреждение самостоятельноопределяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе: 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения), в 1 полугодии 1 класса — 35 минут.

Продолжительность учебного года: в 1 классе — 33 учебные недели; во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней.

В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Объем учебнойнагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает обязательные учебные занятия объемом до 21 часа в неделю в 1 классе и до 23 часов во 2-4 классах при 5-дневной неделе (СанПиН 2.4.2.2821-10).