Управленческий проект

Что каждый из нас, будучи родителем, желает своему ребенку? Думаю, что мы все будем здесь единодушны – мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошими людьми. Мы хотим видеть их образованными и всесторонне развитыми, успешными в жизни. Мы стараемся застраховать наших детей от ошибок и помочь с выбором жизненного пути. О том, как школа может помочь решить все эти глобальные, насущные, основополагающие задачи, об инструментах для решения этих задач пойдет речь в разработанном управленческой командой ГБОУ Школа № 89 Проекте.

Вот то, что было зафиксировано на старте: не такие высокие образовательные результаты в 9 классе, как хотелось бы, отсутствие осознанного выбора профиля обучения, которое проявляется в сложности выбора экзамена в 9 классе и дальнейшего выбора направленности обучения, непонимание того, куда идти, в какую профессию, в каком направлении продолжить обучение. Мы (родители, учителя) как локомотив, паровоз толкаем, везем детей туда, куда нам кажется правильным, тратим колоссальную энергию, а полезной отдачи при таком подходе имеем минимум.

Что же делать? Очевидно, старые подходы, методики срабатывают недостаточно. Нельзя учить детей 21 века по технологиям 19 века и в условиях кабинетной системы 20 века. Необходимо использовать современные подходы и ресурсы, эти ресурсы есть рядом, есть возможности, возможности Города которые мы либо не используем, либо используем не системно, от случая к случаю. Изменения нужны всем и прежде всего нашим детям. Традиционная классно – урочная система конечно имеет свои достоинства. Но если нам нужны изменения, то надо сделать переворот в нашем сознании (сознании взрослых): школа перестала быть единственным институтом, где можно получить образование. Сегодня город предоставляет возможности для развития ребят: ресурсы культурного пространства, исторической среды, вузов и колледжей, предприятий. Сегодня Москва – Это Город, который учит. Город как образовательный ресурс.

Чтобы что-то выбрать, осознанно выбрать, надо это попробовать. По чуть-чуть, многое. Как пробники (когда мы с вами приходим в магазин): пробники для духов, тестики, канапе. Ребятам 6-7 классов будет предложено в течение двух лет попробовать все: система 4 небольших по продолжительности курсов, охватывающих все те направления, которые в дальнейшем в 8-9 классах ребенок имеет возможность выбрать для изучения на профильном уровне. И именно эта идея заложена в разрабатываемую программу: мы даем детям попробовать. В основе программы: многообразие, собственно выбор, сопровождение этого выбора.

Итак, 4 небольших учебных курса за 2 года, которые не только дают представление о науках, предметах, например биологии, физике, химии, обществознании и истории, но и показывают и дают попробовать возможности этих предметов: зачем они, где они вокруг нас, где они в профессиях. После того, как ребенок все это попробовал по чуть-чуть, он осознанно делает выбор предмета для изучения на профильном уровне в 8-9 классе и к окончанию 9 класса уже будет понимать, хочет ли он продолжить обучение именно по этому профилю, или скорректировать свою образовательную траекторию. В 9 классе это еще не критично в отличие от 10 класса или 11-го, когда ближайшая перспектива - это поступление в институт и в случае неверного выбора (и понимания этого) нужна подготовка к экзамену в условиях ограничений по времени. Еще хуже, когда понимание ошибки приходит в институте, а уже затрачено и время, и материальные ресурсы.

Особенность этих небольших пробных курсов в том, что они сочетают урочную и внеурочную деятельность, основное и дополнительное образование. Гибкое расписание, мобильные группы, часть занятий, которые проводятся вне стен школы – это составная часть программы предпрофильной подготовки, которую можно охарактеризовать словами «Город, который учит»: ресурсы школы и уникальные ресурсы города, а именно: те образовательные проекты, которые реализуются в Москве.

Подумайте, где учить истории, как не в исторических музеях, усадьбах? Уроки, например, по истории древней Греции гораздо лучше усвоятся, если они будут проходить в греческом зале Пушкинского музея. Где изучать биологию, если не на природе, в парках? Погружение в реальную научно-исследовательскую деятельность, опыты и эксперименты, наблюдения, создание арт-проектов и дизайн - проектов. И конечно же, профессиональная среда, которая позволяет увидеть: где и как теория находит продолжение в дальнейшем обучении и профессии, позволяет примерить эту профессию на себя.

А что, мы сейчас не ходим на экскурсии, в музеи и парки? Ходим. С прошлого года участвуем в олимпиаде «Музеи.Парки.Усадьбы». Участвуем в проекте профессиональная среда, проводимом в наших московских колледжах. Это все есть. Что изменяется? Эти небольшие учебные курсы объединяют урочную и внеурочную деятельность. Все вместе. Систематично и комплексно. Например, в рамках первой части курса «Мы и наш дом» несколько уроков биологии в стенах школы, причем содержание носит межпредметный характер, несколько уроков, например, в Дарвиновском музее или парке, в экспериментариуме, и обязательно мастер-класс в колледже или, например, тематическая неделя в Кидзании, которые позволят примерить профессию. Единый небольшой учебный курс с выстроенным содержанием и деятельностью (урочной и внеурочной) и расписанием. В программе курса все четко будет прописано: какая тема, когда и где (в школе или вне). Пошагово, поэтапно, последовательно. К 8-9 классу первый выбор, который также сопровождается единой выстроенной программой урочной и внеурочной деятельности.

Каждый урок в школе должен стать шагом навстречу будущей профессии. В результате реализации проекта выиграют все, но в первую очередь – ребята, которые получат вкус к образованию, к профессиям. И как результат – учебная успешность, которая проявится и в результатах экзаменов и в результатах олимпиад. Понимание ребенком (и что немаловажно родителем) – куда двигаться далее.

Каждый ребенок поймет, каждый попробует, каждый ребенок определится, а родитель узнает – что ребенку нужно. Ребенок выходя из школы, уже видит и знает возможности города, осознанно выбирает и свое профессиональное будущее, и свою дорогу в жизни. А мы (родители и педагоги) помогаем нашим детям строить будущее.

Светлана Николаевна Докалюк,

директор ГБОУ Школа № 89