Психологическая безопасность. Оценка успеваемости ребенка родителями 16.05.2014

И "двоечникам", и "хорошистам" необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?

 

И "двоечникам", и "хорошистам" необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого и четверка - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не попреков, а спокойной помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один - тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое и центральное: хвалить - исполнителя, критиковать -исполнение. Ребенок склонен  любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцировано. При такой оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни иллюзии полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка не выполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана. Для того чтобы все правила оказались действенными, необходимо объединить их в последний принцип.

Девятый принцип всеобъемлющий: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.

 

Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает в себя следующие моменты:

1.     Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.

2.    Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряется.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. При достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примером поставленных целей для ребенка могут быть: хорошее выполнение домашних заданий, помощь более слабому однокласснику в приготовлении уроков, примерное поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда, покупки и другие

 В разговоре с ребенком и особенно, когда даете ему задания ( задания даются пошагово), избегайте директивных указаний, поверните ситуацию таким образом, чтобы ребенок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При обращении с сыном избегайте постоянных одергиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.

Несколько примеров поощрения и вознаграждений: разрешите ребенку посмотреть телевизор вечером на полчаса дольше положенного времени, угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), купите ему ту вещь о которой он давно мечтает.

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк в театр и т.д.

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, которое должно быть немедленным и  неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребенка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребенку.  После этого все написанное неукоснительно соблюдается, и ребенок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться.

Необходимо знать, что негативные методы неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребенка надо постоянно менять.